Гид по дуэлям
П еред премьерой фильма «Дуэлянт» Woman.ru вспомнил самые известные дуэли в истории, присмотрелся к нарядам главных героинь и придумал конкурс, победительницы которого смогут попасть на специальный показ фильма в Москве 28 сентября!
Дуэльный ликбез: все что вы хотели знать о дуэлях, но боялись спросить
К то придумал дуэль, кто такие бретеры, откуда пошла традиция стрелять через платок и почему женщины сражались топлес — перед премьерой «Дуэлянта» Woman.ru решил расставить все точки над «и».

Понятие «дуэль» придумали итальянцы в XVI веке, основное оружие дуэли, шпагу, изобрели испанцы. А русские обогатили традицию самыми жестокими правилами. Ну, кому еще, кроме авторов русской рулетки, могло прийти в голову стреляться через платок? Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет. Смертельный исход был гарантирован. 

В Россию традиция благородного выяснения отношений пришла относительно поздно — в XVIII веке. Этому способствовал большой поток наемных работников из-за рубежа: французов, итальянцев, немцев. Одной такой «наемной» немкой была женщина по имени София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Да, будущая императрица Екатерина II не только сама обожала дуэли, но даже активно их пропагандировала, призывая, правда, сражаться только «до первой крови».

В XIX веке женщины участвовали в дуэлях по пояс обнаженными. Делалось это не ради развлечения мужчин: считалось, что так легче избежать инфекции, которая может попасть в кровь в результате касания одеждой раны. Странно, что среди представителей сильного пола сражаться голышом принято не было. Правда, случались исключения. В 1806 году на скачках в Брайтоне разразился спор между двумя английскими джентльменами — членом парламента Хамфри Ховартом и графом Берриморским. На дуэль граф пришел в полном облачении, в сюртуке и цилиндре, а Ховарт — совершенно голым. Поединок не состоялся: стрелять в человека без штанов граф Берриморский наотрез отказался. 

Русская дуэль была вызовом судьбе, Провидению в значительно большей степени, чем оппоненту, как дуэль европейская.

В России действовал так называемый дуэльный кодекс, но зафиксирован он нигде не был (как у французов, например). Записали его лишь в 1910 году.

Бретер — человек, живущий дуэлями, намеренно ищущий повод вступить в поединок. Бретеры были провокаторами. Их боялись. Не каждый осмелится сражаться с человеком, на счету которого 15 убитых. Но не защитить свою честь было порой еще страшнее. 

Получив вызов на дуэль, участник поединка мог прийти стреляться сам, а мог пригласить вместо себя перекупщика дуэлей. Обычно такими перекупщиками становились бретеры, жизнь которых была связана исключительно с поединками. А это значит, что едва владеющий оружием дуэлянт мог в любой момент оказаться один на один с профессионалом, стреляющим за деньги. Впрочем, деньги для таких людей были последним делом: главное — удовольствие, которое дарит поединок. Была у «коммерческого» бретерства и обратная сторона. Защищая чужую честь, они порой теряли возможность отстаивать свою: именно так происходит с главным героем «Дуэлянта» Яковлевым, которого играет Петр Федоров. Истинная дуэль для него — та, в которой он бы выступал под собственным именем против своего врага, виновника своих несчастий.

Самыми известными дуэльными парами XIX века были пистолеты системы «лепаж». «Лепаж», снятый в фильме «Дуэлянт», — настоящий (как, впрочем, и остальное оружие). Судя по документам, он принадлежал морскому офицеру, а судя по внешнему виду — не раз участвовал в дуэлях. Бундельревольверы — прообразы современных револьверов — использовались как оружие ближнего боя для защиты. В «Дуэлянте» можно будет взглянуть и на настоящий бундель, и на одно из первых револьверных ружей в истории. Оно было куплено в антикварном магазине и находилось в очень плохом состоянии. Но оружейники картины смогли вернуть его в боевое состояние: в фильме из него стреляют по-настоящему.